Анализ удобства сайта – это полезное проверка, которую надо регулярно проводить, чтобы ресурс оставался эффективным для пользователей. Можно оплатить у специалистов качественный дизайн сайта, заказать дорогостоящую контекстную рекламу, регулярно заниматься его продвижением. Однако посетители не будут превращаться в реальных покупателей и приносить компании доход. А всё из-за того, что у сайта непродуманно юзабилити.

По каким параметрам оценивается юзабилити

Анализ юзабилити сайта – это процедура многоразовая, которую нужно проводить с определенной периодичностью. Постоянно следует проводить тестирование ресурса и улучшать отдельные параметры для удобства его использования целевой аудиторией. Цифровые технологии постоянно меняются, улучшаются. Чтобы оставаться в тренде, на вершине популярности или в ТОПе поисковых запросов, нужна работа над улучшением параметров.

Какие основные факторы влияют на юзабилити:

  • простота эксплуатации – люди, впервые посетившие определенный веб-сайт, должны легко в нём ориентироваться, находить интересующую их информацию;
  • легкое запоминание и совершение действий – быстро ли человек сможет разобраться с тем, как совершить покупку, оформить заказ, выполнить любое другое действие, и также легко повторить его в дальнейшем;
  • удовлетворенность аудитории качественными характеристиками ресурса;
  • эффективность, информативность, полнота контента;
  • вероятность допущения ошибки при пользовании сайтом.

В чем заключается удобство пользования сайтом

Специалисты СЕО и маркетинга не просто добавляют все нужные элементы на страницу в виде разделов, контактов, информации об организации, перечня услуг, преимуществ, акций, полезных статей. Они учитывают ещё и поведенческие факторы, психологию покупателей. Поэтому элементы на странице располагаются взаимосвязано, последовательно, чтобы натолкнуть человека на покупку или буквально за руку подвести его к совершению действия.

Анализ удобства сайта заключается в исследовании, аудите разных компонентов:

  1. Выделение портрета целевой аудитории.
  2. Исследование сайтов конкурентов, выделение их плюсов, преимуществ, полезных «фишек».
  3. Отраслевая специфика компании и тематика сайта.
  4. Оценка особенностей поведения посетителей ресурса и других.

В целом юзабилити – это множество взаимосвязанных и настроенных элементов:

  • дизайн и интерфейс сайта вплоть до цвета текста, фона, используемой графики;
  • удобство навигации и архитектуры;
  • доступность для пользователей;
  • используемые формы и методы взаимодействия;
  • наполненность информацией – в этом числе не только польза, экспертность, разнообразие контента, но и способы наполнения: тексты, статьи, видео, изображения, инфографика, другие элементы;
  • удобство использования – расположение всех кнопок действий, инструментов, навигации, формы обратной связи.

Главные задачи анализа юзабилити сайта

Можно собирать статистические данные самостоятельно, проводить аналитику, устраивать опросы среди реальных посетителей ресурса. Однако это очень трудоемкая и долгая задача. Гораздо проще доверить её СЕО специалисту или специальным сервисам, программам-помощникам. Главное, что в результате будут решены такие основные задачи:

  1. Поиск ошибок в работе страниц, которые мешают людям совершать интересующие их действия.
  2. Повышение удобства в плане использования сайта, сокращение времени отклика страниц, скорости их загрузки.
  3. Поиск недочетов в контенте, оптимизация его под ключевые запросы.
  4. Увеличение конверсии и уровня продаж непосредственно через ресурс.
  5. Получение конкурентных преимуществ и увеличение трафика за счет притока клиентов конкурентов.

Независимо от срока существования сайта, в нём всегда можно что-то менять и оптимизировать. Поэтому анализ юзабилити – это универсальная процедура, которая будет полезна для различных интернет-ресурсов:

  • продающих сайтов и интернет-магазинов;
  • всех ресурсов, которые находятся в стадии разработки, чтобы изначально создать максимально эффективную площадку и исключить появление массы стандартных ошибок;
  • любым другим действующим сайтам, которым нужно увеличение трафика для роста прибыли.

Основные проблемы с юзабилити

Существует ряд факторов, которые указывают на то, что сайт нуждается в срочном анализе удобства использования. В их числе:

  1. Снижение показателя глубины просмотров – ориентироваться нужно на предыдущие данные.
  2. Отзывы пользователей о возникающих проблемах, трудностях и сложностях в работе с ресурсом.
  3. Повышение показателя отказов. Люди покидают ресурс менее, чем через 15 секунд после посещения. Этот показатель выше нормы в том случае, если он превышает 20%.
  4. Уменьшение числа целевых действий аудитории на сайте: нет добавления товара в корзину, падает число заказов, покупок, регистраций, заявок, обратных звонков и так далее.

Проблемами также могут стать:

  • отсутствие навигации либо она слишком объемная, непонятная, запутанная;
  • сложная структура сайта с огромным количеством блоков, в которых легко запутаться и потеряться;
  • отсутствие адаптивности под мобильные устройства, в результате можно потерять огромную часть потенциальной аудитории;
  • ключевые элементы сайта располагаются в неудобном или незаметном месте;
  • ресурс перенасыщен рекламными блоками, которые раздражают и отталкивают посетителей. Это и неожиданно всплывающая реклама, и та, которая закрывает необходимую информацию, ролики с громким звуком.
  • неверно подобранные шрифты в заголовках и тексте, оформление шапки страницы и самих статей, описаний.

Грамотно настроенное юзабилити позволяет улучшить показатели конверсии. Чем проще людям работать с вашим сайтом, переключать страницы, делать заказы, оставлять заявки, общаться с консультантами, тем выше шанс выполнения целевого действия и повторного обращения к вам. От этого будет зависеть и уровень дохода компании.